Изюминкой форума образца 2015 года должно было стать заседание «Изборского клуба», а затем – выступление VIP-персон от журналистики Александра Проханова и Максима Шевченко (последний, кстати, побывал в качестве VIP-персоны и на прошлогоднем форуме). Собственно, так оно и стало, ибо все медиаресурсы Оренбуржья были мобилизованы именно на это. Да и тема была весьма актуальна – «Евразийство и Холодная война 2.0».
Однако и заседания клуба изборцев, и индивидуальные лекции журналистов оставили впечатление какой-то недосказанности. У VIP-персон не было той чёткости в оценках, которой «погрешил» член того же клуба публицист Валерий Коровин:
– «Холодная война» – это битва идеологий. Мы свой проект до конца не довели, коммунизма не построили, а наши оппоненты довели. Так у нас получился однополярный, американоцентричный мир. Запад решил, что его образ идеален и абсолютен, решив навязать его всему миру. Это – наше поражение и их победа. Это угрожает всему миру и, в первую очередь, нам.
Коровин подчеркнул, что Россия – это образец многообразий традиций, укладов и верований:
– Если Запад победит, Россия закончится либеральным кошмаром, таким же, который мы видим в странах Европы. «Новая холодная война» – это битва за умы, битва за образ будущего. Западный мир предполагает унификацию, уничтожение национальных, духовных развитий. Мы же предлагаем миру многообразие, сохранение традиций, свободу внутреннего уклада народов, автономий и этносов.
Понятно, что для противодействия будущему «либеральному кошмару» нужно противопоставить систему иных ценностей. Каких? Редактор газеты «Завтра» Александр Проханов на заседании клуба заметил: «Наша идеология – это Нагорная проповедь, это честность, это заповеди Христовы». Чуть позже, на лекции в Драмтеатре он же говорил по поводу присоединения Крыма:
– Неужели мы с вами думаем, что это Россия вернула Крым? Нет, это Крым присоединил Россию! Это невероятное, мистическое действо – значение Крыма, Херсонеса для России нельзя измерить. Крым всегда был сакральным, духовным центром России. Именно отсюда Православие разлилось по Российской земле, вошло в наш культурный код.
Как видим, уже здесь Александра Андреевича потянуло на мистику. Продолжение этой темы прозвучало в оценке победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь лектор как-то забыл о Православии, вошедшем в культурный код:
– В 1941 году у этой страны не было Бога, все были атеистами, но высшая сила помогла Красной армии одолеть гитлеровцев. И это было невероятное, мистическое событие!
Да, собственно, и развитие самого государства Российского в изложении Александра Проханова больше похоже на мистику:
– У нас было несколько великих периодов становления государства. Каждый раз, казалось, все окончательно рухнуло, и Россия не восстанет обратно, но мы наблюдали становление все более мощного государства: Киевско-Новгородская Русь, Московская Русь, Империя Романовых, Советский Союз… Всегда это делалось за счет энергии проживающих на нашей территории народов, за счет героев, за счет несчетного количества жертв. Сегодня Россия переживает новый импульс становления государства, разрушенного в 1991 году.
Заметим, что во все перечисленные Прохановым периоды Россия не отказывалась от идеологии Православия (даже моральный кодекс строителя коммунизма был списан с Нагорной проповеди Христа). Потому-то стана была единым организмом, потому-то она и возрождалась из пепла.
Сегодня же, говорит Александр Андреевич, в период холодной войны 2.0, «мы остались ни с чем, без идеологии». В этих условиях логичным было бы взять на вооружение то, что века спасало Русь – моральные и нравственные принципы Православия. Но у Проханова иная точка зрения. Оказывается, нашей идеологией должны стать идеи Победы, справедливости, модернизации. И если под модернизацией подразумевается фактически вторая индустриализация, то под Победой – не Победы в Великой Отечественной войне, а Победы вообще. Спрашивается: чем такая идеология отличается от либеральной идеологии успешности (той, в результате которой в Европе скоро не останется европейцев)? И кто тогда будет проводить модернизацию?
Оказывается, «зажигать» людей на модернизацию должны, в том числе, и духовники. Однако, хотя Православие и заложено в нашем культурном и духовном коде, к самой Церкви у писателя есть претензии:
– Да, одна и проблем нашей Церкви, Православной церкви – в том, что в ней мало огня. При этом в России всегда было много ересей. Это значит, что Церковь где-то не приютила, не помогла.
В общем, если у наших американских и европейских коллег всегда и во всём виновата Россия, то у Проханова, похоже, виновата Церковь. И не важно, что с 1917-го она отделена от государства.
Казалось бы, в другом ключе должен был говорить журналист и российский эксперт по проблемам этнической и религиозной политики Максим Шевченко. Да, Максим Леонардович заметил, что «настало время возрождения религиозного сознания». Он также он является жёстким критиком либерального общества, поскольку то, либеральное общество, «наделяет человека свободами, которые исходят не из человеческой природы, а которые дарованы ему вследствие общественного договора».
Но как тогда оценить вот такой пассаж того же человека:
– Я безусловный сторонник сильного государства, но мне не надо, чтоб оно указывало мне, как думать и дышать. Надо, чтобы оно создавало условия для развития капитала и предоставляло свободу во всех ее основных базовых формах! Будущее не в том, чтоб построить очередного монстра. Это молодым можно рассказывать, что либералы погубили СССР, но мы-то знаем, что мы устали от его постоянного вранья, лицемерия и давления.
Если это не либерализм, тогда что?
И это в то время, когда присутствующий на заседании «Изборского клуба» ректор Епархиальной православной гимназии имени святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Георгий Горлов прямо заметил: «Церкви очень трудно существовать в либеральном обществе, которое стало нашим противником».
Разумеется, в рамках V Медиафорума прошло награждение отличившихся, по мнению его организаторов, журналистов. Печально, но тема Православия для организаторов конкурса оказалась малоинтересной.
Хотя один из авторов журнала «Православный Духовный Вестник», журналист Наталия Веркашанцева газеты «Оренбургская неделя», была отмечена «хрустальной куницей» в номинации «Культурная среда» и лучший журналист 2014 года фотокорреспондент Олег Рукавицин.
Жаль, правда, что сама газета приостановила работу на неопределённое время, как сказал главный редактор Вячеслав Моисеев прямо на Медиафоруме, из-за финансовых трудностей.